Роспись храма благоверного князя Александра Невского

image

Роспись внутренних поверхностей стен храма благоверного князя Александра Невского в г. Урай выполнена артелью иконописцев (ИП Тонеев Павел Павлович), которая ранее расписывала храм Рождества Пресвятой Богородицы. 

Если говорить о технической составляющей, то роспись выполнена на поверхности подготовленных заранее стен (шпатлевка и грунтование) силикатными красками (Kieselit-Fusion от Alligator) с применением сусального золота (Джусто Манетти Баттилоро, Италия). 
С художественной стороны роспись скрывает в себе несколько нетривиальных решений, заметить которые может не только специалист. Начнем с того, что купол светового барабана венчает не привычная для храмов икона Пантократора (Христа Вседержителя), но крест, расположенный в блюде, которое поддерживают ангелы. 

Позволим себе раскрыть некоторые хитрости иконописцев. Фон, или как говорят иконописцы – свет выполнен также не привычным, золотым, желтым, или красным цветом, но поражает зрителя глубиной небесно-голубого цвета, а также других оттенков голубого. Это решение позволило визуально расширить пространство храма во всех направлениях, буквально «раздвинуть» в стороны стены небольшого храма-памятника. Эффекту увеличения пространства служит и достаточно крупный размер растительного орнамента на фоне светлых тонов синего. Еще больший эффект расширения пространства и «стирания» стен достигнут малым количеством фигур на больших пространствах.

Если мы обратим внимание на конструкцию купола, то увидим что перед нами крестово-купольный храм в самом классическом исполнении, но золочение поверхностей купола позволило создать объемную композицию «крест в кресте». Наружный, большой крест, как и блюдо с малым крестом держат ангелы. Но в этом случае более высокого чина – херувимы, которые изображены в парусах крестово-купольной конструкции. Это решение, отрывая от земных попечений и проблем, погружает нас в мир небесной иерархии, возвышая человеческий дух.

Не остались без внимания и свидетели Спасения, которое совершил Христос, через воплощение, жизнь с людьми, преображение, смерть и воскресение, медальоны с изображениями четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна мы видим вписанными в перекладины креста.

На восточной стене Храма, чуть ниже «небесного» купола прихожанина встречает воскресший Спаситель. В этом же ярусе росписи мы видим святых, положивших души свои за ближних. Это воины почитаемые Церковью, среди них мученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Федор Тирон и Иоанн Воин. А плеяду русских святых воинов представляют известные по учебникам истории святые Пересвет и Ослябя.
Нижний ярус росписи поделен между событиями истории человечества На Восточной стене находится икона благовещения Пресвятой Богородицы, композиционно разделенная на две половины, а западную стену украшает икона Успения Пресвятой Богородицы.

Южная и северная стены на этом ярусе напоминают нам о подвигах благоверного князя Александра Невского, имеющих очень большое значение для истории нашего государства: видение Пелгусию-ижорянину, в котором святые сродники князя преподают ему Божие благословение на ратные подвиги (южная стена) и знаменитую битву на Чудском озере, более известную как Ледовое побоище.

Алтарную апсиду полностью занимает изображение Господа Вседержителя (Пантократора), которое было намеренно перенесено из купола светового барабана. Эта часть росписи большую часть времени будет скрыта от глаз наблюдателя, так же как скрыта от нас тайна нашего спасения.